Цель: развивать представления детей о мире человека и его деятельности.
Задачи:
- показать детям пример заботливого отношения человека к животным; показать зависимость домашних животных от человека;
- закрепить внешние признаки животных и их пользу для человека;
- поддерживать у детей интерес к познанию окружающей действительности;
- способствовать развитию связной речи посредством стимулирования рассказов из личного опыта опосредованного общения с домашними животными (поездки в деревню, на дачу).
Материалы и оборудование: кукла Маша, макет двора, игрушки – копии домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца, ку3рица, собака, кошка), игрушки – копии диких животных (волк, заяц, лиса, медведь), предметы-заместители (косточки, пакетики молока, мешочки овса, овощи, мешочки сена); аудио-игра «Кто говорит» (голоса домашних животных); музыкальная заставка к мультфильму «Маша и медведь».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций домашних животных, дидактические игры «Кто где живет?», «Сельский двор», чтение сказок, потешек, стихов о животных, слушание аудиозаписи голосов домашних животных, просмотр мультфильмов «Кто сказал мяу», «Сказка о глупом мышонке», раскрашивание шаблонов домашних животных, лепка из пластилина «Угощение животным»; ситуативные беседы о поездках детей в деревню, на дачу, их впечатления об увиденных животных.
Ход занятия:
1 часть:
Звучит заставка к мультфильму «Маша и медведь».
Воспитатель: Дети, вам знакома эта мелодия? Вы любите этот мультфильм?
Сегодня в гости к нам пришла Маша (показывает куклу – имитацию). Послушайте, что она скажет.
Маша: Дети, я хочу пожить в деревне, отдельно от своего друга медведя, и решила завести домашних животных. Но так как я долго жила в лесу, перепутала диких и домашних животных, кого поселить во дворе, а кого отправить в лес. Поможете мне? Вот я приготовила двор, где будут жить мои домашние животные.
Далее Маша, воспитатель и дети переселяют фигурки домашних животных на двор. Маша задает детям вопросы: корова мне нужна? для чего? и т.д.
(Примерные ответы: корова и коза дает молоко, из молока делают сметану, творог, масло, сыр, кефир; у овцы состригают шерсть, из которой прядут нитки и вяжут варежки, носки, кофточки, шарфики и шапочки; курица несет яйца; лошадь перевозит тяжелые грузы; собака охраняет дом; кошка ловит мышей). Маша пытается переселить волка, лису, зайца и медведя тоже. Дети обосновывают отказ: это дикие животные, они живут в лесу.
Воспитатель задает вопросы: почему домашние животные не могут жить в лесу, без человека (их могут обидеть в лесу хищные звери – волк, кабан, медведь, а человек их охраняет, заботится о них, ведь все эти домашние животные приносят человеку пользу).
- Маша, ты поняла, что завести домашних животных – ответственное дело, ведь о них надо заботиться?
Маша: Я поняла, но прошу вас еще раз напомнить мне, как заботиться?
Воспитатель вместе с детьми рассказывает Маше, как надо заботиться:
- все животные должны жить зимой в теплом сарае, а летом – во дворе,
- летом корову, козу, овцу, лошадь кормить травой, зимой – сеном, овсом,
- курицу кормить зерном, кошку, собаку – молоком, кашей, свинью – похлебкой (мука, овощи, вода, витамины) и т.д.,
- для курицы сделать гнездо, где она несет яйца.
Вывод: когда человек хорошо относится к своим домашним питомцам, заботится о них, животные отвечают ему тоже добром.
2 часть:
Воспитатель: Домашние животные разговаривают с хозяином на своем языке.
Маша: правда, и со мной будут разговаривать? Но я не знаю языка домашних животных.
Воспитатель: все животные разговаривают на своем языке. Послушаем вместе (аудиозапись голосов домашних животных «Пой – играй»). А теперь поиграем, превратимся в домашних питомцев (дети, стоя, позой и мимикой имитируют голоса и повадки животных).
Игра - имитация «Кто как говорит?»
Кто похлебку съел мою?
Свинка хрюкает… (хрю-хрю)
Дайте свежей травки мне! –
Блеет козочка… (ме-ме)
Молочка налили мало!
Кот мяукал … (мяу-мяу)
Хватай вора за рукав,
Пес залаял… (гав-гав)
Мой хозяин далеко!
Ржет лошадка… (иго-го)
Где теленок, не пойму?
Слышим на лугу… (му-му)
3 часть:
Воспитатель: Маша, наши питомцы проголодались, давай-ка вместе с ребятами их покормим (каждый ребенок выбирает «корм»: предметы-заместители - косточки, пакетики молока, мешочки овса, овощи, мешочки сена - и дает, проговаривая, соответствующему животному).
- Маша, мы с ребятами уверены, что ты будешь хорошей хозяйкой. Оставайся пока в нашей группе, а потом мы поможем тебе переселиться.
Пост- деятельность:
Кукла и макет остаются в группе на некоторое время, дети могут самостоятельно играть, «кормить» животных и т.д.
По угасанию интереса детей Маша с животными «переселяется» в деревню.