Цель: формирование интереса к чтению, нравственных ценностей и эстетического вкуса.
Предварительная работа: чтение, рассматривание иллюстраций и беседа с детьми по произведениям: русские народные сказки «Снегурочка», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Зимовье зверей», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Два мороза», «По щучьему веленью», «Снегурочка», В.Одоевский «Мороз Иванович», С.Маршак «Двенадцать месяцев».
Материал к занятию: вышеперечисленные книги – отдельные издания; отдельные иллюстрации (по произведениям); презентация, телевизор; карта «вопрос-ответ» и стикеры (J L); приз по итогам викторины для всей группы.
Ход.
1 часть.
“Загадки Зимушки – зимы”
- Скатерть бела весь свет одела. (Снег)
- Мостится мост без досок, без топора, без клина. (Лёд)
- Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка) - Назовите-ка, ребятки,
Месяцы в моей загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) - Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи за месяц это? (Январь) - Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (Февраль) - Чтоб не мёрзнуть
Пять ребят
В печке вязаной сидят. (Рукавицы) - Бегут по дорожке
Доски на ножке. (Лыжи) - Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу, днём – домой. (Валенки)
2 часть.
Сказка “Лисичка – сестричка и серый волк”
Вопросы
- Как лисе удалось добраться до рыбы старика? (Притворилась мёртвой, старик её сам на воз положил, хотел старухе воротник на шубу привезти)
- Сколько рыбок дала волку лиса? (Ни одной)
- Назовите место зимней рыбалки. (Прорубь)
- Как долго рыбачил волк? (Всю ночь)
- Что заставило волка убежать с места рыбалки? (Утром бабы пошли за водой, стали бить волка коромыслом. Волк еле убежал)
- Как лисе удалось обмануть волка во второй раз? ) Сказала, что её люди побили так, что у неё мозги выступили. На самом деле, на голове у неё было тесто)
- Что приговаривала лиса, когда волк вёз её? (“Битый небитого везёт”)
Динамическая пауза
Наши ручки замерзают.
Поиграем-ка немножко.
Да похлопаем в ладошки:
хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.
Пальчики, чтоб их согреть,
Надо сильно растереть:
пальчики мы согреваем,
Их сжимаем-разжимаем.
Сказка «Морозко».
Вопросы:
- Какой сказочный герой с ёлки на ёлку поскакивал, поскакивал да потрескивал? (Морозко)
- О ком так говорили: “Надо правду сказать, девочка была золото: :в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи она каждый день слезами умывалась” ( О падчерице)
- Кто так говорил: “ Вези, вези, старик, её куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали. Да не вези к родным в тёплую хату, а в чистое поле на трескуч мороз”? (Мачеха)
- Кто отвёз свою дочь зимой в чистое поле на верную гибель? (Отец)
- Какой вопрос трижды задавал Морозко? (“Тепло ли тебе, девица?”)
- Почему Морозко одарил падчерицу? (Полюбились Морозке её ласковые речи, сжалился он над ней)
- Кто предсказывал богатство падчерицы? (Собачка)
- Почему старуха в лютый мороз отправила родную дочь в чистое поле? (Завидовала падчерице, хотела, чтобы её дочь одарили)
- Что отвечала старухина дочь на вопрос Морозко? (“Убирайся ты! Иль ты ослеп, не видишь, что у меня руки и ноги окостенели!”)
Динамическая пауза
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную слепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
И еще в снегу валялись.
Сказка «Снегурочка»
Вопросы:
- Угадай по описанию: А собою она беленькая, как снег, глазки, как незабудочки; светло-русая коса до пояса, одного румянца только нет вовсе...” (Снегурочка”)
- У кого жила Снегурочка? (У старика и старухи)
- Как появилась Снегурочка у старика и старухи? (Вылепили из снега)
- В какое время года грустила Снегурочка? (Весной)
- На какой праздник пригласили девушки с собой Снегурочку? (Иванов день)
- Куда же делась Снегурочка? (Прыгнула в огонь и потянулась вверх лёгким паром, свилась в тонкое облачко и полетела в высоту поднебесную)
Динамическая пауза
Скок-поскок, скок-поскок,
Прыгнул зайка на пенек
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки
Сказка «Зимовье зверей»
Вопросы:
- Угадай сказку по иллюстрации (“Зимовье зверей”)
- Какого животного не было в этой сказке: бык, баран, гусь, коза, петух, свинья? (Коза)
- Кто из зверей предложил избу строить? (Бык)
- Кто из зверей первым пришёл проситься в дом к быку? (Баран)
- Кто из героев говорил: “А по мне хоть какие морозы, я не боюсь: зароюсь в землю и без избы перезимую”? (Свинья)
- Кто угрожал хозяину дома выщипать мох из стен избы, если тот не впустит его? (Гусь)
- Кто из диких зверей решил съесть зимовавших в лесу домашних животных? (Волк, лиса и медведь)
- Чем закончилась сказка? (Бык с товарищами до сих пор в избушке поживают и горя не знают)
Сказка «Заюшкина избушка»
Вопросы:
- В какой сказке лесному обитателю удалось построить хрустальный дворец? (“Лиса и заяц”)
- Почему лисичка, которая построила хрустальный дворец, стала в избушке зайчика жить? (Ледяной дворец лисы весной растаял)
- Кто жалел зайчика и пытался выгнать лису? (Волк, медведь, бык, петух)
- Удалось ли кому – либо помочь зайчику? (Помог Петушок)
- Как петушок напугал лису? (Петушок грозил лисе, хотел её посечь косой)
Динамическая пауза
Медведь всю зиму крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спит зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
Только заиньке не спится-
Убегает от лисицы,
Петляет он среди кустов-
Напетлял - и был таков.
3 часть. Блиц-турнир
- Какая чудо – рыба могла исполнить любое желание своего спасителя? (Щука)
- Кого в сказках называют Михайло Потапычем? (Медведя)
- В какой сказке домашние животные расправились с лесными хищниками? (“Зимовье зверей”)
- Кого в сказках называют Патрикеевна? (Лису)
- В какой сказке описан необычный способ рыбной ловли? (“Лисичка сестричка и серый волк”)
- “Вдруг слышит: невдалеке Морозко потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает. (“Морозко”)
- “Здесь горел огромный костёр, а вокруг него сидели двенадцать братьев” (“Двенадцать месяцев”)
- Вот вылепили носик, подбородок, сделали две ямочки на лице, ротик. (“Снегурочка”)
- Назовите “волшебные” слова, чтобы рыбалка стала удачной. (Ловись рыбка и мала, и велика)
- Какие слова говорил Емеля? (По щучьему велению, по моему хотению...)
- Какие “волшебные” слова помогли лисе напугать защитников зайца? (“Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!”)
4 часть.
Подсчет правильных и неверных ответов.
Награждение всех детей.