Пояснительная записка.
Одним из аспектов общей охраны здоровья и благополучия общества следует считать оздоровление полости рта. Основными причинами, опасными для здоровья и состояния полости рта человека является кариес и болезни пародонта. На протяжении многих лет процесс разрушения зубов объясняли различным образом. Сирийцы полагали, что кариес вызывается «зубными червями». В 1X-XX веках считали, что кариес развивается внутри зуба. И только в 50-х годах 20-го столетия исследования, проводимые на животных, убедительно продемонстрировали, что кариес возникает из-за воздействия бактерий, находящихся в полости рта. При отсутствии бактерий зубы не разрушаются независимо от того, какая пища потребляется.
Известно, что в ротовой полости человека имеется 60-70 разновидностей бактерий. Их количество и конкретный «видовой» состав индивидуальны. Чтобы жить на поверхности зубов, эти бактерии выделяют клейкие вещества, которые играют роль связующего. Для закрепления на поверхности зубов бактериям может потребоваться до 48 часов. Колония бактерий и выделенные ими клейкие вещества образуют зубной налёт. Было установлено, что среди многих типов бактерий имеются несколько наиболее значимых. В их число входят Streptococuus mutants и Lactobacillus. Эти бактерии могут передаваться от человека к человеку так же, как и при других заболеваниях. Исследователи установили, что бактерии питаются сахаром, который содержится в пище, и продуктом их жизнедеятельности является кислота. Именно эта кислота вызывает растворение зубной эмали, что становится началом процесса разрушения зуба. Накопление зубного налёта раздражает слизистую десны и вызывает заболевание дёсен. С течением времени бактерии продолжают размножаться и могут разрушить костную основу и поддерживающий аппарат зуба. Зуб, который с виду совершенно здоров, начинает качаться и спасти его уже невозможно! В нормальных условиях механическая чистка зубов ограничивает развитие бактерий. Во время разговора ,жевания и чистки зубов бактерии существенно и постоянно удаляются из полости рта. Одной из задач современного направления профилактики органов полости рта является устранение очаговой соматогенный инфекции в различных группах населения.
Паспорт проекта
Тема: «Здоровые зубы - здоровью любы»
Участники: дети старшей группы, родители, врач-стоматолог (родитель группы), воспитатель.
Вид проекта: Детско-родительский, познавательно-исследовательский, долгосрочный
Сроки реализации: учебный год.
Актуальность проекта
В основу моего проекта легла проблема, с которой встретилось большинство родителей группы. Дети в пятилетнем возрасте начали терять молочные зубы (5 человек из группы), а у большинства – появился кариес, поэтому поход к стоматологу стал для них проблемой, т.к. процесс, проходящий у зубного врача пугал ребят.
Был составлен план работы с детьми и родителями таким образом, чтобы:
- дети поняли, что ничего страшного не происходит в кабинете врача и преодолели страх перед ним (в случае уже больных зубов), а ещё не лечивших зубы детей направить на то, чтобы они следили за полостью рта;
- родители осознали необходимость профилактики кариеса в дошкольном детстве и лечения кариозных зубов;
- родители и дети поняли необходимость правильного ухода за зубами и полостью рта.
Проблема проекта: некачественный уход за зубами и полостью рта ведёт к различным проблемам со здоровьем в целом.
Цель проекта: формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- понять причины повреждения зубов;
- расширить знания детей о гигиене полости рта;
- учить правильно и последовательно чистить зубы;
- воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встрече с врачом.
Предполагаемые результаты:
Для педагога:
- повысить компетентность по данному направлению работы,
- подобрать и использовать в работе методическую и справочную литературу,
- разработать и использовать конспекты занятий по теме,
- оформить для родителей папку с консультациями и рекомендациями по теме «Здоровье детей зависит от вас»,
- разработать презентацию проекта.
Для родителей:
- повысить компетентность родителей по вопросу сохранения зубов у детей,
- использовать рекомендации воспитателей и стоматологов с повседневной жизни.
Для детей:
- закрепить умение пользоваться зубной щёткой и пастой,
- расширить понимание причин повреждения зубов и важность их лечения,
- воспитание доброжелательного отношения к врачу-стоматологу.
Этап пред проектной подготовки (сентябрь)
- изучение методической и справочной литературы по теме проекта,
- подбор наглядности по теме проекта для детей,
- изготовление памяток, консультаций, рекомендаций для родителей,
- разработка дидактических игр по теме проекта,
- привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок о зубах),
- НОД «Встреча с доктором Айболитом» (введение модели трёх вопросов: что я знаю? (знания детей о зубах); что я хочу узнать? (как сохранить здоровые зубы); как узнать? (спросить у родителей, у воспитателя).
Этап подготовительный (1 неделя до проектной деятельности)
- разработка и подготовка конспектов занятий для детей по теме проекта,
- подготовка материала к родительскому собранию на тему «Профилактика кариеса у детей и взрослых» и «Семейные обязательства по сохранению здоровых зубов»,
- оформление папки для родителей с консультациями по теме «Здоровье детей зависит от вас»,
- знакомство с книгой «Уроки Мойдодыра», автор Оловаренко Л.В. (ДиНО КИНПО),
- изготовление памяток для родителей «Здоровые зубы - хорошее настроение», «Пять правил здоровых зубов».
Этап содержательный (2-я неделя октября - конец апреля)
Срок реализации |
Тема, содержание НОД |
Задачи НОД |
В режимных моментах |
Каждые 10 дней - контроль за правильностью чистки зубов |
|||
сентябрь |
НОД «Путешествие в страну Здоровья»
|
Воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение. |
Разгадывание загадок по теме проекта |
октябрь |
Беседа «Зачем нам нужен рот?» (2 занятия) (упражнения «что находится во рту?», «Зачем нужны зубы?», «Почему зубы разные?», «Части зуба» |
Познакомить со строение полости рта, зубов, их видами и назначением |
Просмотр макета «Кто в домике живёт?» Чтение С.Михалков «Как у нашей Любы» |
ноябрь |
«Правила ухода за зубами» (проверка состояния зубов у детей и заполнение карты ослепительных улыбок) |
Сформировать у детей понятие о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, познакомить с основными правилами гигиены полости рта. |
Чтение весёлых стихотворений «Зубки заболели» А.Анпилова, «Крепкие –крепкие зубки» Г.Зайцева |
«Здоровое питание-здоровые зубы» (упражнения «Правильное питание», «Опасные сладости») |
Сформировать у детей представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма. |
Разгадывание кроссворда «Кто помогает Кариесу разрушить зубы?» |
|
декабрь |
«Зуб – живой орган» |
Сформировать понятие о строении зубов, наличии у человека временных и постоянных зубов и их естественной смене |
Создание сборника сказок о зубках |
|
«Как доктор лечит зубы» |
Прийти к пониманию необходимости регулярных посещений стоматолога, лечения зубов. |
Показ презентации «Стоматологический кабинет», Игра «Вредные и полезные продукты» |
январь |
Встреча с людьми интересных профессий: врач-стоматолог Позднякова Е.Н. (родитель группы) |
Познакомить с профессией врача –стоматолога |
Показ сценки «Как зайка с зубной щёткой подружился» |
февраль |
Разыгрывание проблемных ситуаций «Если зуб заболел…Что делать?», «Зубик болит», «Зубик смеётся» (театральные импровизации) |
Развивать творческие способности детей при показе сценок, подвести к пониманию того, что надо следить за зубами |
Заучивание стихотворений по теме проекта, Работа с картой белоснежных улыбок |
Ручной труд «Мой зубик» |
Чтение из книги Г.П.Шалаевой, О.М.Журавлёвой, О.Г.Сазоновой «Правила поведения для воспитанных детей», «Доверяй врачам, не бойся их», «Регулярно посещай зубного врача» |
Работа с макетом «Как правильно чистить зубы» |
|
март |
«Здоровые зубы-здоровью любы» |
Содействовать самостоятельному и осознанному выполнению правил личной гигиены(гигиены зубов) |
Подготовка агитбригады детей для выступления на родительском собрании «Сохраним здоровье зубов вместе» |
|
Составление книги с иллюстрациями «Приключения Зубика |
Развивать воображение детей, правильно использовать полученные знания о зубах. |
Экспериментирование «Как я выгляжу» |
апрель |
«Путешествие к королеве Зубной щётке» (награждение дипломами родителей, которые хорошо следили за здоровьем полости рта своих детей) |
Развить у детей способность к обобщению; воспитать потребность в чистоте и опрятности |
Игра «Хорошо-плохо», «Вредная еда» |
«Рейд Мойдодыра» |
Уточнить знания детей о необходимости беречь зубы, знать основные правила ухода за зубами |
Этап итоговый (май)
- Стенгазета «Наши улыбки».
- Презентация проектной деятельности в групповой газете «Радуга» для родителей.
- Презентация проекта на итоговом педсовете.
- Создание центра гигиены в группе,
- Награждение родителей по итогам года дипломами за исключительную заботу о зубах и ослепительную улыбку.
Работа с родителями.
v Участие в НОД «Встреча с доктором Айболитом» (получение обязательств по сохранению здоровых улыбок)
v Беседа с родителями «Профилактика, гигиеническое обучение, воспитание детей дошкольного возраста»
v Знакомство с книгой «Уроки Мойдодыра» Кубрушко Т.В., Оловаренко Л.В.
v Консультации:
«Как научить ребёнка правильно ухаживать за зубами», «Кариес съел молочные зубки»