Цель: закрепление у детей представлений о разновидности театров в городе Курске и за его пределами, театральных профессиях и атрибутах, правилах театрального этикета.
Ход:
Подмузыку дети и гости входят в музыкальный зал, садятся в произвольном порядке.
На экране телевизора слайд с изображением символики театра:Петрушки, театральных масок, сцены с занавесом.
Ведущий
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша, и антракт,
Декорации, аншлаг,
И конечно же, премьера.
Что это? (театр)
Ведущий: правильно, сегодня мы поговорим о театре. Скажите, кто из вас был в настоящем театре? Что надо сделать, чтобы попасть в театр? Какие спектакли вы смотрели? Что вам больше всего запомнилось, или понравилось в театре? (Выслушать личные впечатления детей).
Посетители театра соблюдают определенные этикетом правила. Сейчас мы вспомним их в игре «Как можно вести себя в театре». Вы выслушаете утверждение и отвечаете «да» или «нет»:
-Во время представления можно ходить, вставать?
-Внимательно слушать и смотреть?
-Разговаривать друг с другом?
-Есть, шелестеть обертками?
-Хлопать в ладоши в конце представления?
Ведущий: ребята, как называется театр, где актеры прячутся за ширмой, а с нами разговаривают куклы их голосами? (театр кукол).
Слайд с изображением Курского театра кукол.
Ведущий: кто из вас был в этом театре? Какие спектакли вы смотрели? Артисты этого театра часто приезжают к нам, в детский сад, и показывают кукольные спектакли, которые мы с удовольствием смотрим. Дети нашей группы любят играть с куклами би-ба-бо, разыгрывают сказки, небольшие произведения и придумывают что-то свое, авторское. Сегодня они приготовили кукольный спектакль «Три поросенка», который мы с удовольствием посмотрим.
Слайд с изображением Театра Юного Зрителя «Ровесник».
Ведущий: в Театре Юного Зрителя «Ровесник», который находится в нашем городе, играют не только профессиональные актеры, а так же талантливые взрослые, школьники и студенты. Когда вы повзрослеете, и если у вас будет интерес к театральному действию, вы можете попросить родителей сводить вас в ТЮЗ на пробы, и, возможно, кто-то из вас может станет артистом этого замечательного театра.
Слайд с изображением драматического театра имени А. С. Пушкина.
Ведущий: ребята, посмотрите, кто-нибудь узнает этот белокаменный дворец искусств? Он находится на улице Ленина. Многие из вас были в Государственном драматическом театре имени А. С. Пушкина на новогодних спектаклях вместе с родителями. Чем запомнился вам этот театр? (В этом театре огромный зрительный зал с уютными мягкими креслами, на сцене необычный занавес, в холле красивые светильники и люстры.) В драматическом театре профессиональные актеры разыгрывают веселые и грустные спектакли. Спектакли основаны на литературных произведениях. Средством выразительности для артистов являются движения и речь. Очень часто в спектаклях используется музыка, которая украшает спектакль. Актер должен чувствовать настроение и характер музыки, чтобы ярко передать нужный образ.
Сейчас мы попробуем стать на несколько минут и исполнить танец-импровизацию. Будьте внимательны, прислушайтесь к ритму музыки, именно это поможет вам в танце передать ваш образ.
Девочки исполняют танец – импровизацию «Вальс цветов» под музыку П.И Чайковского, мальчики исполняют танец под пьесу «В пещере горного короля» Э.Грига. (Обсуждение: девочки в соответствии с характером и ритмом музыки двигались плавно, нежно, воздушно; мальчики старались передать образы маленьких гномов, волшебных или злых существ).
Ведущий: ребята, что является лучшей наградой для актера? (аплодисменты). Когда вы будете в театре, не жалейте своих аплодисментов, актерам это очень приятно. Предлагаю потренироваться в музыкальной игре «Оркестр ладошек».
Слайд с изображением Театра мимики и жеста.
Ведущий: Перед нами удивительный театр. Здесь есть музыка, но нет речи. Актеры не говорят – все показывают мимикой и жестами. Театр пантомимики - театр мимики и пластики тела. Приглашаю вас в мастерскую этого театра на игру «Зеркало». (Взрослые и дети встают парами по кругу, лицом друг к другу. Ребенок показывает любое движение или мимический жест, а взрослый с зеркальной точностью повторяет его. Затем роли ведущих - «Зеркала» меняются.)
Слайд с изображением московского «Театра сатиры»
Ведущий. На экране знаменитый на весь мир «Театр сатиры», который находится в Москве. Сатира высмеивает пороки людей и общества в комической, шуточной, веселой форме. Примерно так, как это продемонстрируют наши дети.
1-й ребенок.
Маме я раскрыл секрет, -
Что влюбился в Галеньку.
Но сказала мама: «Нет –
Для любви ты – маленький»
Третий день я сам не свой,
Как пиджак поношенный.
Мне шесть лет – совсем большой!
И женщина – хорошая!
2-й ребенок.
Аня вытерла столы,
Вымыла посуду,
Подмела потом полы –
Стало чисто всюду.
Только после Аню
Мамочка водила в баню.
3-й ребенок.
Вдруг часы остановились.
Мама с папой удивились.
- Пыль попала в них, быть может?
- И почистить их пора?
- Нет, зачем? - сказал Сережа.
- Я почистил их вчера!
Слайд с изображением Театр зверей имени Дурова
Ведущий: ребята, в Москве есть волшебный театр, подобно которому нет на целом свете. Кто играет в этом театре, вы узнаете, отгадав загадки. (Чередование слайдов с изображением животных-артистов театра Дурова)
1. Она такая кривляка
И страшная забияка.
Человеку во всем подражает,
В цирке нередко она выступает (обезьяна)
2.У меня отличный слух,
Умный взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому, что я … (собака)
3.Он всех больше, он всех выше,
На ходулях смело вышел,
С подкидной доски взлетел,
Приземлился… заревел!
Но зачем ему реветь? Потому что он … (медведь)
4.Этот зверь - большая кошка,
Смелый он и ловкий
В цирке он бывает, страх на всех он напускает (тигр)
Ведущий: Чтобы подготовить красивый номер с любым животным, нужно много потрудиться и обладать определенными качествами характера. Что вы по этому поводу думаете? (рассуждения детей). Да, зверей дрессируют люди. Они с животными, как большая дружная семья. Театр зверей Дурова – это не просто развлечение. Артисты театра надеются, что, побывав на представлении, зрители еще больше полюбят животных и будут относится к ним как к существам, чувствующим и понимающим.
Звучит звонок.
Ведущий: вы слышали звонок? Он приглашает на перерыв? Как называется перерыв в театре? Антракт. Что могут делать зрители в это время? (Пройти в фойе, пообщаться, обсудить выступления артистов, сходить в буфет). Итак, антракт.
Звучит звонок.
Ведущий: уважаемые зрители, прошу вас занять свои места.
Под музыку в зал входит Мельпомена.
Мельпомена: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Меня зовут Мельпомена – я фея театра. Я помогаю всем артистам и большим и маленьким. Я слышала, что вы, ребята, любите петь, танцевать, разыгрывать маленькие спектакли. Я хочу поделиться с вами некоторыми театральными секретами актера. Чтобы превращаться в разных героев, актеру нужны различные вещи. Как вы думаете, какие? (парики, костюмы, грим). Всё это называется театральным реквизитом. И сейчас с моей помощью мы окажемся в комнате костюмера и гримера – эти люди помогают актерам перевоплощаться.
Слайды с изображением гримерной театра.
Работа гримёра в чём-то похожа на работу художника, только художник рисует на бумаге, а гримёр раскрашивает лицо человека. Как вы думаете, для чего это нужно? (рассуждения детей). Гример может превратить доброе лицо в злое, из красавицы сделать чудовище и наоборот. Гримёр изменяет внешность актёра с помощью разных специальных красок, сделанных из различных материалов, наклеек: клеящиеся усы, бороды, носу, уши, маски, а также использует парики, делает прически и многое другое. (Предлагает посмотреть фотовыставку, переходя от одной фотографии к другой)
Фотовыставка «Актеры в гриме»
Клея, грима не жалея, поработает гримёр.
Из красотки Бабку Ёжку нужно сделать – не вопрос:
Помудрит гримёр немножко и кривой приклеит нос,
И торчащий зуб приладит, седины налепит прядь –
И Яга в таком наряде может в ступу залезать!
Ребята, вы часто разыгрываете в группе и на праздниках сказки, небольшие пьесы. Что вы используете для перевоплощения? Грим в детском саду использовать нельзя. Дома с родителями вы можете использовать аквагрим. Сейчас мы попробуем без грима изменить свое лицо с помощью эмоций! В моей волшебной коробке есть картинки, предлагаю выбрать любую. (Дети выбирают, рассматривают изображенных персонажей). А сейчас попробуйте изобразить их характер с помощью эмоций. (Музыкальный руководитель может сопроводить показ соответствующей музыкой).
Мельпомена
Уважаемые родители! Посмотрите на наших ребят. Вы узнали в их лицах сказочных героев? Как вы думаете, они готовы к выступлению в настоящем спектакле? (Пока нет)
Почему? (не хватает костюма).
Конечно же! Поэтому еще один секрет выступления актера – это хороший костюм. И я хочу познакомить вас еще с одной театральной профессией.
Слайд с изображением костюмерной театра
Костюмер – это очень важная профессия в театре. Без него не обходится ни один спектакль в театре. Главная задача костюмера - подобрать актерам такие костюмы, которые будут соответствовать характеру и образу персонажа. Давайте и мы сейчас попробуем себя представить в роли костюмера.
Слайд.
Я предлагаю вам отгадать, какому герою принадлежит этот головной убор (Красной шапочке, Деду Морозу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.)
Игра «Подбери шляпу актеру»
(Дети называют персонажа, соответственно головному убору)
Молодцы, ребята! Сегодня в подарок, я принесла вам маски. Маска – символ театра (передает ведущему красивую коробку с масками). Я так спешила к вам, что не успела их украсить. Но я уверена, что вы сами прекрасно справитесь с этим делом. Верно?
Ведущий: Наши ребята – такие выдумщики, только дай нам время, и ты не узнаешь свои маски!
Мельпомена: Ах, я так рада, значит, мы с вами еще встретимся! Приходите с вашими украшенными масками ко мне в театр – я буду ждать вас с нетерпением! Под музыку уходит.
Ведущий: вот и подошла к концу наша встреча с миром театра. Надеюсь, вам понравилось. Мир театра очень большой и разнообразный, чтобы его познать, требуется много времени, и мы будем продолжать с вами это знакомство. А теперь пора прощаться. Занавес закрывается, умолкают аплодисменты, выключается свет и все замирает. Но театр не спит, он живет и ждет своего зрителя – то есть вас. Не забывайте об этом, и зовите своих родителей в театр!