Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах, особенностях их поведения в холодный период и роли человека в жизни птиц.
Задачи:
-Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах , расширить кругозор и словарный запас;
-развивать интерес к птицам, продолжать работу над развитием творческих способностей детей, развивать познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами;
-воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах;
-вызвать у детей желание привлечь взрослых членов семьи к помощи птицам зимой изготовлении кормушек;
Оборудование и материалы:
сцена, оформленная в виде лесной опушки, 2 пенька,
выставка кормушек, игрушка-синичка, мультипроигрыватель с записью голосов птиц, картинки с изображением птиц,шапочки птиц-синичек по количеству детей, обручи, грамоты, памятки на каждого ребёнка
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Дети и сидят полукругом.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит? Ответы детей.
Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. И раз мы сегодня собрались отметить Синичкин день, то я предлагаю нашим ребятам превратится в синичек.
(под музыку «Кто же такие птички»)
Выходите все сейчас!
Проведу обряд для вас!
Раз, два, три - вокруг повернитесь,
Раз, два, три - дети в синичек превратитесь!
(Надеть шапочки синичек.Сели.)
Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким клювом. Бегать по земле синицы не умеют, зато, подобно воробьям, умеют скакать.Послушайте,как поёт синичка (прослушивание трека с пением синицы)
Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. А какие мы узнаем, когда отгадаем загадки. (показ картинок детям и прослушивание голосов птиц)
Чик-чирик, к зёрнышку – прыг, клюй, не робей – кто это? (Воробей,прослушивание трека с пением)
Верещунья, белобока, а зовут её… (Сорока,прослушивание трека с пением сороки)
На окне дремала птица: «Галка, галка, что вам снится?» отвечала птица сонно: «Я не галка, я… .(Ворона,прослушивание трека с пением вороны)
Выносливая птица, усердно ищет корм, и крошки подбирает, воркуя под окном! (Голубь,прослушивание трека с пением голубя)
Сероспинный, красногрудый, в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь,прослушивание трека с пением снегиря)
Тук да тук, тук да тук, что в лесу за странный стук? Это леса врачеватель трудится весёлый (Дятел,прослушивание трека с пением дятла).
А ещё наши ребята приготовили стихотворения про зимующих птиц.
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей,
Воробушек – пташка, Соня Н.
Серая рубашка,
Откликайся, воробей,
Вылетай – ка, не робей!
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок, Маша Б.
Завертелась, как волчок.
Снегири, снегири,
Как осколочки зари,
Скачут на дорожке.
Ты, мороз, Федя Ш.
их не бери —
Обожжёшь ладошки.
Воспитатель. Молодцы! Ну, раз вы так хорошо знаете зимующих птиц, то мы сейчас поиграем и проверим ваше внимание.
Игра «Найди синичку» (Игра малой подвижности)
Дети стоят свободно по группе, у взрослого в руках игрушка – синичка.
«Пойду прятать я синичку –
Очень маленькую птичку.
Быстро глазки закрывайте,
Где синичка – угадайте»
Дети присаживаются на корточки, закрывают глаза. Взрослый прячет игрушку. «Ищите синичку!» - дети идут искать птичку.
Воспитатель. Все вы молодцы! Замечательно справились с моим заданием. Очень весело поиграли. Вам понравилась игра?
Дети: Да!
Воспитатель. Ну, тогда продолжаем. Ой, а я что-то слышу. (Звук метели)
Театральная постановка «РАЗГОВОР ВОРОНЫ И СИНИЦЫ».
(с родителями)
Сцена оформлена в виде лесной полянки. Звучит фонограмма: слышен шум вьюги. Появляется, в страхе оглядываясь назад, «ворона» и садится на пенек.
В о р о н а. Кар-р-р, кар-р-р… хулиганы! Ох и тяжко нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть.
На сцене появляется «синица».
С и н и ц а. Бр-р-р какой мороз! Здравствуйте, тетушка Ворона! А я слышу кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?
В о р о н а. Кор-р-р… Еле ноги сейчас из посёлка унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганье! Сидела на заборе, смотрела, где бы чем поживиться, а ребята снежками в меня, снежками…
С и н и ц а. (вздыхает). Да и нам, синицам. Зимой не легче живется. Все летаешь, летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз за целый день так ничего и не найдешь, голодной засыпаешь.
В о р о н а. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался, говорил, что не знает, как пережить зиму.
С и н и ц а. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, есть дети из детского сада, которые с родителями кормушки смастерили. А в них разный корм насыпать будут: семечки, хлебные крошки, сало…
В о р о н а. Это что еще за кормушки?
С и н и ц а. Да вон, видишь (показывает в группу) у ребят в саду стоят.
Ворона. Кар-кар! И в самом деле!
С и н и ц а. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима не будет нам, птицам, страшна.
Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, поэтому наши ребята с родителями сделали для них кормушки, мы их обязательно развесимна участке детского сада и будем ежедневно их подкармливать.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей. Лиза
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю, Дина
Много птиц осталось здесь.
Автор: Т. Зайцева
“Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил Артём Д.
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Я благодарю детей и родителей, которые откликнулись на нашу просьбу, и сделали кормушки для птиц. (Награждение родителей и детей грамотами.)
Воспитатель. Что-то наши птички засиделись. Я предлагаю вам размяться. Встаём в круг.
Физкультминутка Перелетные птицы
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Воспитатель-А вы знаете, чем можно кормить птиц? Ответы детей.
Воспитатель - А теперь давайте потренируемся кормить птичек.
Пальчиковая гимнастика «Прилетайте ,птички!»
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Сороки да вороны
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны») .
(Раздать памятки «Покормим птиц!»)
Воспитатель. Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только мы начнем регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!
Воспитатель. Ребята, птички тоже ,как и вы, любят играть.Давайте поиграем в одну очень интересную игру
Подвижная игра «Птички и дождик»
Цель: учить детей действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков.
Материал: маски-шапочки с изображением птиц, обручи.
Ход:
Воспитатель объясняет: "Все должны слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия".
-Птички летают! (Дети бегают по площадке, клюют зёрнышки, пьют водичку, опять улетают.)
-Вдруг налетел злой ветер, завыл, зашумел. (Дети изображают, как дует ветер.) Закапал частый дождь, застучал по крыше. (Дети изображают, как капает дождь.)
-Прячьтесь, птички, от дождя! (Дети разлетаются по своим домикам - в обручи или круги.)
-Дождик прошёл, и опять все птички полетели, радуются хорошей погоде.
Воспитатель. Птички тоже любят веселиться и танцевать.
Игра «Птички».
Дети под спокойную музыку двигаются в свободном танце.
Хорошо на празднике
Играть и веселиться.
Но пора птичкам
В ребят превратиться.
Раз, два, три – на месте покружитесь.
Раз, два, три – птички в деток превратитесь.
Молодцы, ребята! Мы обязательно повесим кормушки и будем подкармливать птиц. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки».
Вы, ребята,молодцы,спасибо вам за интересное занятие!