Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчин и женщин. Мужчины и женщины похожи, несмотря на то, что принадлежат к разным расам и народам. В чем это проявляется? (варианты ответов).
Но женщины и мужчины такие разные, хотя могут принадлежать даже к одному роду. В чем же отличие? (варианты ответов).
Различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине. Приведите примеры генетического, физиологического и анатомического различия мужчин и женщин (варианты ответов). Что вы можете сказать о социальных ролях мужчин и женщин? (варианты ответов).
Мужчина и женщина – как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лед. Мы, такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы не понимаем друг друга. А непонимание – источник конфликта.
В основу разделения человечества на два противоположных пола брались морфологические особенности человека (наружные и половые органы). Но сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим признакам. Они выделяют несколько уровней организации человека, которые в различных сочетаниях определяют конституционные особенности человека.
Эти уровни:
- генетический пол (набор генов);
- генадный пол (железы внутренней секреции);
- морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);
- церебральный пол (влияние тестетерона).
Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками, и возникали сомнения, к какому полу они относятся («не баба, а мужик в юбке»). Наблюдаются сейчас изменения и в морфологии пола в связи с изменением социального статуса женщины в обществе. Женщины во многих странах получили равноправие, многие из женщин занимают лидирующее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии, как это было принято считать во все века, становятся теперь доступны и для женщин. В современном обществе женщины занимаются и тяжелым физическим трудом.
«Пол» в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
«Гендер» - социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом возникают во взаимодействии людей.
«Генетические, эндокринные и церебральные факторы определяют не только психологические различия между мужчиной и женщиной, а уровень психической и двигательной активности» (Д.В.Воронцов). Это – двигательная активность и активность психических процессов внутри организма. А общество всегда определяет средства и границы проявления активности. В любом обществе существует культура, которая усваивается его членами. Общество через культуру диктует правила поведения для мужчин и женщин – своеобразные правила этикета. Именно культура является системообразующим признаком поведения, которое называется мужским или женским.
Гендер называют социальным полом, т.к. человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях. Биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», т.е. ее поведение напоминает мужское – курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол – мужской.
Начиная с 1970-го года ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека – биология или среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?
С момента рождения ребенка начинается его воспитание. ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной или женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. Т.е., с момента рождения ребенка начинается гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Как воспитывать мальчиков, чтобы их них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития надо создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Эти вопросы всегда возникает в обществе.
Девочки и мальчики.
Ребенок родился. Если в один ряд положить новорожденных, завернутых в пеленки, то по внешнему виду нельзя определить, мальчик это или девочка. Помогают определить пол ребенка красные и синие ленточки. Но запись биотоков мозга у новорожденных мальчиков и девочек уже разные. По биотокам мозга можно определить, кто из них есть кто. Мы, взрослые, тоже интуитивно чувствуем эту разницу, поэтому по-разному разговариваем с сыном и дочкой, используем разные методы воспитания. Мальчиков за провинность чаще наказывают и отчитывают суровым голосом. Им не позволяют плакать. Девочек чаще жалеют, ласкают, а мальчику говорят «Ты же мужчина, мужчины не плачут».
А вот при обучении различие мальчиков и девочек используют не всегда. Критерии развития в образовательной программе звучат примерно так «ребенок в три года должен…, к 5 годам он имеет» - параметры на однополое существо. Лишь физиологические характеристики (вес, рост) и физические качества (быстрота, сила, выносливость) даны отдельно для мальчиков и девочек.
Выделим некоторые различия мальчиков и девочек.
Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а в период половой зрелости эта разница различается почти в 2 раза.
Мальчики начинают позже ходить на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить – на 4-5 месяцев.
При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. мальчики более подвижны, чем девочки.
Для детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза. Трудновоспитуемые – чаще всего мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.
Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи.
Мальчиков чаще надо гладить по голове, от этого они «умнеют», растут, чувствуют себя защищенными.
Игры девочек опираются на ближнее зрение, они раскладывают свои игрушки возле себя.
Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы вдаль. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, на тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или просторные комнаты для игр.
Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит в стол, в сторону, если не знает ответ на вопрос. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах взрослого подтверждение правильности ответа.
Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта.
У девочек лучше развита речь и способность к чтению. Но мальчики лучше решают задачи. У девочек лучше развита моторика рук, поэтому они аккуратнее закрашивают и пишут в тетрадях.
Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки. Мальчику нужно обязательно в чем-то чувствовать себя «королем» - это снижает агрессию.
Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково.
Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. А суть – это: воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.
Девочки
Мальчики
От оценки зависит отношение к себе в будущем:
«я - хороший, вы - хороший» – положительное отношение;
«я - плохой, вы - хороший» - депрессивное состояние (часто у мальчиков, т.к. их чаще ругают);
«я - хороший, вы - плохой» - агрессивное отношение;
«я - плохой, вы - плохой» - состояние мизантропии.
Дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков.
В дошкольные годы, особенно в пятилетнем возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. усвоение же образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника.
Процесс половой социализации осуществляется не только через семью, но и через сверстников, которых И.С.Кон правомерно рассматривает как «исключительно важный универсальный агент». Группа детского сада – это , по существу, первое детское общество, где имеются наиболее благоприятные условия для развития личностных качеств и поло-ролевого воспитания. воспитательное влияние группы на дошкольника обусловливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.
Социально-психологическое исследование межличностных отношений, общения и взаимодействия дошкольников в детском саду показало: неправильно рассматривать связи, устанавливающиеся между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные. Длительное, на протяжении многих лет совместное пребывание в детском саду, ежедневное интенсивное общение и взаимодействие в разных ситуациях и в различной совместной деятельности формирует довольно сложную и относительно устойчивую систему группового общения и взаимоотношений, создает групповые ценностные ориентации, определяющие эту систему.
Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функции половой социализации. Наблюдение за общением и деятельностью детей показывает: склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного пола, кооперироваться с ними в совместной деятельности проявляется очень рано.
По утверждению американского психолога Д.Смита, проследившего взаимоотношения сверстников от детского сада до университета, половая однородность – первый элемент дружбы и членства в детской групповой формации, а половая дифференциация обуславливается различными интересами детей к деятельности группы. Более того, исследования Хагиана, проведенные ранее, показали: в два года у детей еще нет никакой половой избирательности. Однако, к четырем годам она уже ярко выражается и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками. Ярче всего половая дифференциация проявляется в избирательности общения: 91% избирательных контактов устанавливается со сверстниками своего пола и только 9% - с детьми противоположного пола; из всех игровых объединений 75% - чистые однородные по половому составу, 25% - смешанные.
Особенности, которыми характеризовалось общение девочек и мальчиков со сверстниками, проявились в том, что у девочек во всех возрастных группах ярче выражена избирательность общения, их игровые объединения более устойчивы. Однако у мальчиков несколько больше интенсивность общения (они устанавливают большее число контактов, чем девочки), их игровые объединения более крупны по численному составу.
Итак:
В дошкольной группе, где следует искать корни многих социально-психологических явлений, находятся истоки социально-половой дифференциации и начало формирования некоторых психических различий между мальчиками и девочками.
Основной и определяющей причиной этого являются не столько биологические особенности, сколько различие социальных требований, предъявляемых к мальчикам и девочкам с первых лет их жизни со стороны взрослых, а так же сверстников. Эти требования, получая соответствующее эмоциональное подкрепление, ведут к тому, что дети разного пола берут в качестве образца для подражания разные «социальные модели».
Эти факты обосновывают необходимость дифференцированного подхода в воспитании дошкольников в зависимости от пола.
Проблема эта – социально-педагогическая, психологическая, в настоящее время активно разрабатывается. Ряд отечественных исследователей выявляют физиологические и психологические различия между мальчиками и девочками не только школьного, но и дошкольного возраста. Это конституционные различия – рост, вес, окружность грудной клетки, различия в обменных процессах общий суточный расход энергии у мальчиков больше в несколько раз); в физиологических возможностях (лучшие показатели на дальность метания и т.д.). Другие исследователи указывают, какие показатели лучше у девочек: равновесие, гибкость, мелкая моторика. В отечественной литературе отмечаются и эмоциональные отличия между мальчиками и девочками – у девочек 6-7 лет они проявляются больше и ярче. Различия между мальчиками и девочками сказываются и на характере интересов – в играх, в рисунках, в выборе книг. Дошкольники очень рано и достаточно точно дифференцируют мужские и женские роли в игре. Мальчиков привлекают мужественные, героические роли; девочки предпочитают игры спокойного характера.
Процесс половой социализации начинается в семье, где дети усваивают, что есть мама и папа, дедушка и бабушка. Дети узнают, что есть два пола и они представители одного из них. С течением времени постигается и другое понятие: «мама», «папа», «дедушка», «бабушка» будет в будущем применено и к ним.
И.С.Кон справедливо отмечает: там, где нет соответствующих условий для нормального протекания половой социализации, особенно для мальчиков, процесс социализации нарушается. Поздний отрицательный результат формирования психического пола – эмоциональная неустойчивость мальчиков, неумение выполнять социальные роли, соответствующие полу. Исследование специфики воспитания дошкольников разного пола в семье свидетельствуют: ценностные ориентации родителей в отношении обоих детей – мальчиков и девочек – несколько отличны. Различия проявляются и в воспитании, и в специфике трудовых поручений, и в подборе игрушек. Эта разница в воспитании уже формирует у детей с первых лет жизни формы поведения, характер, соответствующий половой принадлежности. Например, специфика отличия в воспитании мальчиков и девочек в семье ярко выявляется при совместном труде родителей и детей: девочки чаще всего объединяются с матерями, мальчики в зависимости от характера работы трудятся с отцами и матерями, но с отцами выполняют чисто мужскую работу с особым удовольствием.
Решающее значение для развития самосознания ребенка имеет его взаимодействие со сверстниками, но особенно со взрослыми. Взрослые являются для ребенка главным источником информации о себе, помогают осознать ребенку его собственную половую принадлежность. Малыш вступает в мир не абстрактным бесполым дитятей, но будущим мужчиной или женщиной. И мать, вскармливает, ласкает, баюкает не «вообще» ребенка, но мальчика или девочку. Цель педагогических забот взрослых – как можно деликатнее учить мальчика быть мужчиной, девочку - женщиной, в самом широком, философском смысле слова. педагогическая грамотность проявляется в том, насколько взрослые стремятся воплотить в дочери идеал нравственности, а в сыне – мужественности.
Уже к полутора годам ребенок обычно знает, мальчик он или девочка, хотя и не умеет объяснить эту атрибуцию.
Трех-четырех-летний ребенок знает не только собственный пол, но и умеет различать пол окружающих людей, хотя половая принадлежность ассоциируется у него с внешними случайными признаками, вроде одежды, и кажется принципиально обратимой.
В шесть-семь лет (приблизительно) у ребенка складывается понятие половой принадлежности как необратимого свойства, и именно теперь начинается процесс половой дифференциации деятельности, установок и ценностей, субъектом которой является уже сам ребенок, а не его родители. Мальчики и девочки играют в разные игры, выбирают разных партнеров и т.д. Взрослые начинают сознательно и бессознательно обучать ребенка его новой половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В этот период игрушки выступают как опорный материал игы, помогающий развитию ее сюжета, и на их выбор так же сказывается половая принадлежность. Выбор игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику «мужской» и «женской» действительности. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники, а девочки в сфере домашнего быта.
К концу дошкольного возраста ребенок осознает необходимость половой принадлежности и начинает соответственно строить свое поведение. В это время у детей возникает своеобразное отношение к некоторым детям другого пола. Эти отношения с самого начала индивидуализированы. подогревать детскую влюбленность не следует, а наоборот, нужно стараться переключить ребенка на что-то другое, что может захватить его чувства с новой силой.
Для десятилетних проблема взаимоотношения полов одна из самых важных.
В одиннадцать лет ситуация изменяется. Начинается подростковый период со всеми бурными анатомо-физиологическими и психологическими переменами. Подросток в эту пору вспыльчив, конфликтен, импульсивен. «Взрывчатость» заметна не только в отношении с родителями, но и в отношении к противоположному полу. Между мальчиками и девочками часты недоразумения, стычки и конфликты, друг о друге они зачастую отзываются недоброжелательно. В этом возрасте подростки уже представляют роль отца и матери в деторождении, им известны сведения о половой жизни. Но в большинстве случаев эта информация их не волнует, у них другие заботы и проблемы.
В двенадцать лет резко усиливается на подростков влияние сверстников: в классе, во дворе происходит расслоение. Возрастает роль лидера, его мнение всегда важно, нередко неприкасаемо. Интерес к противоположному полу еще смутен, неосознан. Двенадцатилетний стремиться быть на виду у объекта симпатии.
Тринадцатилетний зачастую замкнут, чувствителен, обидчив и раним. С пренебрежением к своей внешности покончено: и девочки, и мальчики пристально всматриваются в свое отражение в зеркале – и бывают очень смущены, когда их застают за этим занятием.
Четырнадцатилетние уже вновь общительны. Девочки уже постоянно следят за своей внешностью, мальчики могут наигранно казаться равнодушными к ней, но за этим – застенчивый глубокий интерес к тому, «как они смотрятся». Начинаются увлечения девочек мальчиками и несколько менее выражено – мальчиков девочками. Девочки пишут мальчикам записки, смс-ки, тех это смущает, но и преисполняет гордости, побуждая быть лучше, естественно, в их понимании.
В пятнадцать лет психологически подростковость заканчивается. Возникает чувство одиночества, часто - непонятности, усиливается стремление к дружбе, в том числе, мальчика с девочкой.
В шестнадцать лет юноши умны, но их психическое развитие еще продолжается, близится к завершению, требует отцовского руководства. Девушки достигают полного психического развития. Сложности этого периода связаны с тем, что подростки биологически созревают раньше, чем интеллектуально и социально, и с тем, что девочки взрослеют раньше мальчиков.
Содержание педагогической работы по гендерному (поло-ролевому воспитанию) дошкольников.
В 2-4 года воспитателю рекомендуется закреплять полученные ребенком в семье первоначальные представления о самом себе (имя и возраст в годах), своем поле, а так же о принадлежности к семье и группе детского сада («Меня зовут Саша. Мне три года. Я- мальчик. Я- хороший. У меня есть мама и папа»).
Психолого-педагогическая работа в младшей группе детского сада по формированию представлений о гендерных ролях ограничивается их характеристикой, доступной данному возрасту (мужчины сильные и смелые, женщины нежные, заботливые и др.). Это происходит в разных видах детской деятельности, преимущественно в играх, в общении, в процессе чтения и продуктивной деятельности.
В процессе бесед, разговоров, дидактических игр формируется представление о составе семьи ребенка. Малыша надо побуждать называть имена членов семьи (родители, бабушка, дедушка, братья, сестры), рассказывая о них воспитателю и другим детям, а так же рассказывать, как заботятся друг о друге члены семьи. С этой целью используются фотогазеты, фотоальбомы, индивидуальные альбомы ребенка, индивидуальное празднование дня рождения ребенка в группе, встречи с родителями ребенка и т.д. При этом полезными будут любые побуждения педагога к тому, чтобы ребенок задавал вопросы о себе, о родителях, о том, что было, когда он сам еще не родился, что произойдет в ближайшем будущем и др. («Давай поговорим о том, что будет с тобой, когда ты вырастешь. Тебе интересно? О чем ты хотел бы меня спросить?»)
В 4-5 лет представления о своей половой принадлежности, проявлениях гендерных ролей (мужчины ответственные, сильные, защищают слабых, женщин, детей, стариков; женщины заботливые, ласковые; мальчикам нельзя обижать девочек, их надо защищать, заступаться за них, вести себя с ними вежливо и т.д.) формируется постепенно в процессе моделирования педагогических ситуаций, чтения художественной литературы, продуктивной деятельности.
Воспитатель средней группы создает условия для формирования представлений о семье как обо всех тех, кто живет вместе с ребенком («Те, кто живут вместе с тобой, заботятся о тебе и любят тебя, - это твоя семья»), ее составе (папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сестры, дяди, тети и др.). Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что у всех членов семьи и самого ребенка есть обязанности (убирать игрушки, помогать накрывать на стол, звонить бабушке и т.п.), которые обязательно надо выполнять, так как от этого во многом зависит благополучие семьи.
В 5-6 лет гендерные представления дошкольников закрепляются и обогащаются в играх, педагогических ситуациях, беседах, а так же на экскурсиях, в процессе которых появляется возможность наблюдать социальные и гендерные роли людей (например, мужчины работают, обеспечивают своих родных и близких, служат в армии, в случае войны защищают Родину, женщины рожают детей, заботятся о близких, часто работают учителями, врачами, парикмахерами, продавцами и др.)
Игры типа «Собери семью», упражнения типа «Разложи фотографии членов твоей семьи от самого молодого до самого старого», «Соедини линиями фотографии членов твоей семьи» и др. позволяют уточнить представления о составе семьи, родственниках (отец, мать, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети, двоюродные братья и сестры), своей принадлежности к ней, родственных связях и зависимостях в семье ()например, «Я сын для папы, а для дедушки я внук», «Тетя Маша – дочь моего дедушки»).
На седьмом году жизни у ребенка закрепляется знание собственного имени, фамилии, возраста. Воспитатель способствует расширению сведений о личных данных ребенка, побуждая его называть свое отчество, рассказывая о том, что оно указывает на имя отца человека.
Разнообразные игры, игровые упражнения (например, «Подбери одежду к разным случаям: «Ты на свадьбе сестры», «Ты на новогоднем празднике», «Ты вместе с бабушкой на даче» и др.), чтение художественной литературы, драматизации, педагогические ситуации (например, «Как поступит мальчик», «Как поступит девочка» и т.д.), позволяют формировать у детей представление о половой принадлежности. В старшем возрасте воспитатель в играх, беседах с детьми раскрывает некоторые гендерные взаимосвязи: жена – мать – дочь, муж – отец – сын (как между детьми, так и между взрослыми: например, в игре «Дочки-матери»: «Олеся – жена Димы. Для Кати она мама, а для Катиной бабушки Алины она дочь»; «Когда Настя вырастет и выйдет замуж, то будет женой своему мужу, а для своих детей будет мамой»).
Рассматривание вместе с детьми семейных альбомов с фотографиями, создание стендов на тему семьи, приглашение родителей на групповые мероприятия позволяют формировать у детей седьмого года жизни представление о составе семьи, профессиях, интересах и занятиях родителей и родственников, вызывает интерес к своей родословной. Рисование вместе с ребенком генеалогического древа (начиная с самого простого, в основе которого дедушки и бабушки) создает основу для более глубокого изучения на последующих этапах истории семьи). Дошкольник этого возраста на материале генеалогического древа способен осознавать некоторые простые родственные связи (например, свекровь-невестка, теща-зять).
Конспект занятия «О мальчиках и девочках»
Ход занятия.
I.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети заходят парами (мальчик-девочка) под аудиозапись «Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки…» муз. Чичкова Ю., сл. Холемского Я., мальчики провожают девочек к стульям.
Выходят мальчик и девочка, на середину выходят мальчик и девочка.
Воспитатель:
Возле дома спор идет
Что сбежался весь народ
Загибая пальчики
Спорят девочки и мальчики.
Мальчик:
Быть мальчишкой хорошо!
Можешь летчиком ты стать,
Можешь штангу поднимать,
Можешь бегать, мяч гонять,
Или космонавтом стать!
Девочка:
Хорошо девчонкой быть!
В куклы я люблю играть
Куклам косы заплетать,
Перед зеркалом кривляться,
Или просто танцевать!
Воспитатель: Подождите, не спорьте. Сейчас мы с вами разберемся.
II. Мотивационный настрой
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас, вы такие нарядные, красивые, и, конечно же, очень веселые и сообразительные. Посмотрите вокруг себя, что вы видите?
Дети: Комнату, мебель, игрушки.
Воспитатель: А еще кого? Дети: людей, детей.
Воспитатель: Правильно, природа разделила всех людей как будто на две половинки: мужчин и женщин или на мальчиков и девочек. Каждая из этих групп называется полом (мужским или женским).
Сегодня наше занятие посвящено разговору о мальчиках и девочках.
Каждый человек на Земле – это мужчина или женщина. Как их называли в детстве? (Мальчики и девочки). Каждому мальчику и каждой девочке родители дают имена. Какие имена выбирают мальчикам? (Мужские, девочкам? (Женские).
III. Основная часть.
1) Дидактическая игра «Кто Я?»
Воспитатель: Замечательно! Сейчас мы поиграем в игру «Кто Я?».
Вы будете по очереди рассказывать о себе, кто вы, как вас зовут, ваше любимое занятие или увлечение. Давайте начнем с меня. Меня зовут Елена Ивановна - я женщина, я люблю выращивать цветы и готовить вкусные блюда.
Дети представляются по очереди.
Воспитатель: Молодцы! Вот видите, оказывается, я не все про вас знаю, вы у меня такие разные, непохожие друг на друга. Теперь мы узнали друг о друге больше.
-Чем же мы отличаемся друг от друга? (Именами).
Воспитатель: Дети, посмотрите, пожалуйста, у меня на столе лежат картинки. Необходимо выбрать те картинки, на которых изображены девочки и мальчики вашего возраста.
Дети выбирают 2 картинки.
Воспитатель: Замечательно. Посмотрите на картинки и скажите, чем еще отличаются мальчики от девочек?
Дети: Они отличаются прической, одеждой, телосложением, любят играть с разными игрушками и в разные игры.
Воспитатель: А что же общего между мальчиками и девочками?
Дети: Они любят сладости, вместе играть, слушать и читать книги, любят маму и папу, заботятся о них, любят смотреть мультфильмы и т. д.
Воспитатель: Вы все правильно сказали. А сейчас девочки сами расскажут о себе.
2) Девочки и мальчики читают стихи.
Девочки
1. Все девчонки-хохотушки,
Любят блеск и безделушки,
Тайны, девичьи секреты,
Сериалы и конфеты.
2. Мастерицы поболтать,
Могут до утра плясать.
Я во всем на них похожа
Ну и что же? Ну и что же?
3. В чем-то я неповторима
И своей красой красива.
Пусть чуть-чуть упрямая,
Все равно: «Я самая!»
3) Беседа с детьми по вопросам.
Мальчики
1. Все мальчишки-шалунишки,
Любят спорт и военные книжки,
Машины, солдатиков,
Констуктор и фишки.
2. Любят строить в «войнушку» играть,
Могут с папой подолгу читать,
Я во всем на него похож
Ну и что же? Ну и что же?
3. В чем-то я неповторим
Мужествен, строптив, красив,
Пусть чуть-чуть упрямый,
Все равно: «Я самый!»
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какими качествами должны обладать девочки?
Дети: Они должны быть скромными, добрыми, красивыми, умными, аккуратными, опрятными.
А какими качествами должны обладать мальчики?
Дети: Они должны быть сильными, храбрыми, отважными, заботливыми, бесстрашными, вежливыми, благородными.
Воспитатель: Молодцы! Во всем вы правы. Девочки и мальчики хороши и прекрасны каждый по-своему. Но с годами дети растут, изменяются.
Воспитатель: Девочки, когда вы вырастите, кем вы станете?
Дети: Сначала девушкой, затем женщиной, а потом бабушкой (на доске вывешиваются картинки).
Воспитатель: Мальчики, теперь ответьте вы. Кем вы станете?
Дети: Сначала юношей, затем мужчиной, а потом дедушкой (на доске вывешиваются картинки).
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами вспомнили о том, как растут и изменяются люди с возрастом. Как вы думаете, для чего нужно понимать в каком возрасте находится человек?
Дети: Чтобы всем было хорошо.
Воспитатель: Правильно, чтобы всем было хорошо друг с другом, нужно понимать в каком возрасте находится тот или иной человек. В разном возрасте у людей разные возможности. Старики и дети быстро устают, им нужно чаще отдыхать. Юноши и девушки много двигаются, им нужно хорошо питаться и расти. А кому мы должны уделять особое внимание?
Дети: Пожилым людям, старикам.
Воспитатель: Как мы можем им помочь?
Дети: Мы должны заботиться о них, помогать им во всем.
Воспитатель: Послушайте рассказ В. А. Осеевой «Просто старушка» о том, как мальчик помог старушке.
4) Чтение рассказа В. Осеевой «Просто старушка». Беседа с детьми по содержанию рассказа.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил мальчик? Можно, ли сказать, что он совершил благородный поступок? А вы, помогаете пожилым людям? Почему нужно это делать?
Дети: Им трудно стоять, ходить, многие болеют.
Воспитатель: Да, пожилые люди не могут делать многого, что могут мальчики и девочки.
Воспитатель: Как можно им помочь?
Дети: Не шуметь, когда они отдыхают, поднимать вещь, которую они уронили, уступать место в транспорте и т. д.
Воспитатель: Т. О. Мы должны уважать старших, пожилых людей, оказывать им посильную помощь. Нужно быть добрым, заботливым, не хмуриться, не злиться, не капризничать. Ведь хорошее настроение продлевает жизнь человеку и улучшает его здоровье.
Воспитатель: А теперь, давайте отдохнем.
5) Физминутка «Мальчики и девочки».
«Девочки и мальчики прыгают, как мячики,
Ручками хлопают, ножками топают,
Глазкам моргают, после отдыхают.
Все выходят по порядку, дружно делают зарядку.
1,2,3,4 – руки выше, ноги шире. Влево-вправо поворот.
Наклон назад, наклон вперед,
На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся.
Ножки в стороны, ножки вкось, ножки вместе, ножки врозь.
А теперь всем ровно встать, руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко и отправились в дорожку».
Воспитатель: Ребята, а были ли в вашей жизни такие случаи, когда кто-то поступал неправильно, а рядом поступали правильно? Помогает ли пример друга исправить свой недостойный поступок?
Воспитатель: Девочки и мальчики по-разному проявляют свое человеческое достоинство. Как мальчики могут проявлять его?
Дети: Мальчики защищают слабых, выполняют работу, которая требует физического усилия, проявляют внимание к старшим, девочкам.
Воспитатель: В чем проявляется достоинство девочки?
Дети: В доброте, нежности, заботе, по отношению к окружающим. В том числе они следят за чистотой, создают уют.
Воспитатель: О достойных поступках написано много рассказов. Послушайте один из них.
6) Чтение рассказа В. Осеевой «Девочка с куклой». Беседа по вопросам по содержанию рассказа.
Воспитатель: О каком достойном поступке мальчика Юры говорится в рассказе? Правильно ли поступил Юра?
Достойно ли себя повела девочка?
Как оценили поступок Юры другие пассажиры? Какие черты характера проявил мальчик? Девочка?
«Краса земли – хлебное поле, краса мужчины – знания», – так говорится в башкирской пословице. Сила человека – это его ум, доброта, чуткое и внимательное отношение к людям. Помните об этом.
Итог занятия.
Воспитатель: сделаем вывод: Мальчиков ценят и уважают за настоящие мужские поступки, в которых люди видят смелость, честность, отвага, благородство. А благородный, значит, прославляющий свой род добрыми делами.
Девочек – уважают за то, что они могут утешить малыша, проявить доброту, заботу и нежность ко всему живому. Из такой девочки обязательно вырастит прекрасная женщина.
Что нового узнали на занятии? Что понравилось?
Ну, как бы мы не отличались люди друг от друга, нам всем одинаково нужно добро, внимание, забота, нежность, любовь, дружба, хоть мы и разные, но все мы равны. Поэтому давайте дарить друг другу эти прекрасные чувства.
Давайте поделимся этими качествами.
Подойдите все ко мне, представьте, что ваши ладошки - это лучики огромного, теплого, ласкового солнышка. Протяните руки вперед, закройте глаза, попытайтесь почувствовать себя теплым солнечным лучиком, мысленно передайте тепло, ласку своим друзьям.
Наше занятие окончено.
Картотека игр по гендерному воспитанию
Диалогово-игровые методы
«Беседа с героем сказки».
Цель. Развивать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками; обучать умению действовать в соответствии с ролью.
Материал. Карточки с изображением различных сказочных персонажей.
Ход игры. Из набора карточек выбрать одну и принять на себя роль этого героя или героини (Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Снегурочка, Змей Горыныч, Иванушка-дурачок, Емеля, Крошечка-Хаврошечка, Марья-Искусница).
Выбрав пару (мальчик-девочка, разыграть ситуацию, предложенную педагогом, например: сочинить беседу между двумя персонажами на определенную тему (о погоде, друзьях, желаниях, любимых занятиях и т. д.); придумать и провести диалог сказочных персонажей по поводу какой-либо совместной деятельности.
«Главные слова».
Цель. Находить в сказке главные, значимые слова, раскрывающие поло-ролевые ценности.
Материал. Иллюстрации к знакомым сказкам.
Ход игры. По предложению педагога дети вычленяют в сказке слова, раскрывающие нравственный смысл поступков героев. Это могут волшебные слова, сказочные приговоры, слова, что несут смысловую нагрузку. Так, основные слова в сказке «Морозко», сказанные падчерицей: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!». Отсюда понятно: вовсе не случайно, что ее терпение, доброта, трудолюбие, мягкость вознаграждаются. Главные смысловые слова в былине «Вольга и Микула» произносит богатырь: «Простой крестьянин я, землю пашу. Хлебом Русь кормлю. А зовут меня Микула Селянинович». Важно донести до детей мысль: трудолюбие, отвага, сила, смелость, любовь к Родине на земле Русской всегда являлись и являются ценностями.
Метод диалога с самим собой, содержание которого - реальные проблемы:
«Мне грустно, потому что…»,
«Мне радостно, и я...»,
«Если бы я был (а) мальчиком (девочкой, то…»,
«Мне бывает страшно, когда…»,
«Больше всего я люблю…»,
«Когда вырасту, я…»,
«Когда стану папой (мамой, я...» и т. д.
Коммуникативные методы
«Подсказ на ушко».
«Спроси у девочки, не помочь ли ей поднести корзину с игрушками».
«Поинтересуйся у мальчика, сможет ли он сам красиво заправить постель».
«Посмотри в глаза».
Детям предлагают разобраться по парам, посмотреть в глаза и представить, каким (какой) будет партнер (партнерша, когда вырастет). Рассказать об этом.
«Секретные совещания».
Мальчики собираются вместе на «совещания» и решают, что приятного, доброго, красивого они могут сделать для девочек. Девочки — аналогично.
«Подарок».
Все дети сидят в круге (мальчик — девочка — мальчик — девочка). Воспитательпредлагает каждому подарить соседу подарок, но ненастоящий. Для этого ребенку нужно руками изобразить, что он дарит, сказать, что-то приятное и преподнести подарок. Воспитатель дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке)». По окончании игры можно спросить у детей, что им подарили, и сопоставить, насколько верно они это поняли. Дети делятся своими впечатлениями о чувствах, которые они испытывали при получении и при дарении подарка.
«Сделай комплимент».
Педагог рассаживает детей по кругу и предлагает каждому по очереди сказать своему соседу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.
В следующий раз педагог просит детей сделать комплимент каким-нибудь необычным способом, например, мальчики делают комплимент так, как бы это сделали рыцари или мушкетеры, увидевшие даму своего сердца или королеву, а девочки — как Золушка, попавшая на бал. После этого воспитатель вместе с детьми обсуждают: чей комплимент был самым необычным или неожиданным? Что помогло придумать необычные комплименты?
Моделирование ситуаций
Моделирование жизненно значимой ситуации, включающей проблему и ряд решений, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.
«Прими решение».
Цель — формирование у детей умения самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталоны мужского и женского поведения, принятые в обществе.
Педагог читает детям сказку: «В одном городе жила девочка. Она была добрая, умная девочка, но очень рассеянная. Однажды девочка очень торопилась в школу, но никак не могла найти ключи от квартиры. Наконец, ключи были найдены, и она пустилась бежать вниз по лестнице. Внизу, у подъезда, на лавочке сидел незнакомый малыш и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было».
Детям предлагается самостоятельно продолжить сказку. Ответы детей обсуждаются.
«Я и моя семья».
Дети моделируют ситуации, которые произошли ранее в семье, где они поочередно берут па себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способы поведения в ней.
Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской) индивидуальности.
Совместная трудовая деятельность.
Детям предлагаются поручения, где они предварительно распределяют трудовые обязанности в зависимости от пола в целях общего положительного результата. (Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки вывешивают. Уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают цветы, орошают их водой, мальчики расставляют цветы по местам; мальчики меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животным и т. д.)
Специально-организованные проблемные ситуации.
Педагог описывает те проблемные ситуации, в которые ежедневно «входят» мальчики и девочки. Например.
• Сегодня я шла в детский сад и увидела, как собака загнала под лавку маленького котенка. Котенок дрожал от страха, сжавшись в комочек, а собака грозно рычала и лаяла. Вдруг я заметила, как Алеша из старшей группы взял палку и отогнал собаку. Вспомните, ребята, о каких смелых мальчиках мы читали в книжках? (Глушнев Г. Защитник, Д.н. сказка «Храбрый мальчик» и др.). Кого должны защищать мальчики и почему?
• Ребята, я знаю одну девочку, которая все время плачет. Игрушку не купили — плачет, платьице испачкала — плачет, рисунок не получился — плачет. Знаете ли вы таких девочек? Как их называют? А книжки мы читали про таких девочек? (Барто А. «Девочка-ревушка»; Прокофьева С. «Когда можно плакать»; рус. нар. сказка «Царевна-Несмеяна» и др.).
• Посмотрите, дети, какое красивое платье у нашей Машеньки. Это платье ей сшила мама. А Машенька ей помогала. Я знаю, что многие девочки и мальчики нашей группы помогают мамам. Давайте вспомним наши любимые книжки, в которых рассказывается о девочках и мальчиках, помогающих своим родителям. (Варткинаян А. «Помощницы»; Воронько П. «Мальчик-Помогай»; Люшнин Г. «Мастерица»; Александрова 3. «Сережа моет калоши» и др.)
• В нашей группе все девочки красивые, аккуратные, опрятные. И я очень рада, что у нас нет таких девочек, о которых написано в книжках (Барто А. «Девочка чумазая»; Благинина Е. «Как у нашей Ирки», Воронкова Л. «Маша-растеряша» и др.). Нравятся ли вам героини этих книжек? Почему?
Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула.
Ты:
- уступишь ей свой стул;
- скажешь воспитателю;
- будешь кушать, не замечая девочки.
Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка.
Ты:
- бежишь впереди, разглядывая витрины;
- громко требуешь купить поправившуюся игрушку;
- предлагаешь маме помочь донести сумку.
У Наташи порвался пакет, конфеты рассыпались по полу.
Ты:
- просипишь Наташу угостить тебя конфетами;
- подбираешь конфеты и отдаешь их девочке;
- не обращаешь па Наташу внимания.
Миша забрал у Анечки игрушку. Анечка плачет.
Ты:
- отберешь у Миши Анечкину игрушку и вернешь ее девочке;
- уступишь Анечке свою игрушку;
- будешь заниматься своими делами, не замечая никого вокруг.
В детский сад приехал кукольный театр. У входа в музыкальный зал толпа детей.
Ты:
- расталкиваешь всех и первым забегаешь в зал;
- пропускаешь девочек вперед, потом входишь в зал;
- заходишь в числе первых, занимаешь место себе и знакомой девочке.
На улице Ирочка хвастается своими новыми бантиками.
Ты:
говоришь, что она, правда, сегодня очень красивая;
отвечаешь, что у тебя есть и получше;
просишь поносить бантики.
В группу пришел новый мальчик. Он грустит, ни с кем не играет.
Ты:
- скажешь ему ласковое слово, улыбнешься, принесешь интересную игрушку;
- назовешь его «плаксой-ваксой»;
- будешь играть с другими детьми.
На день рождения Сережа дарит тебе красивую книжку.
Ты:
- говоришь «спасибо», кладешь книжку в сторону и бежишь к гостям;
- разворачиваешь подарок, благодаришь Сережу, листаешь книжку, говоришь, что она очень красивая и, наверное, интересная;
- говоришь, что у тебя книжек и так полно.
После обеда мама просит помочь убрать со стола.
Ты:
- с радостью помогаешь маме;
- говоришь маме, что сначала поиграешь, а потом все уберешь;
- отказываешься помогать.
Вы с папой гуляли в парке. Приходите домой.
Ты:
- приносишь домой букет цветов из парка;
- рассказываешь маме, какие красивые цветы растут в парке;
- ничего не говоришь о прогулке.
Дидактическии игры
«Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?»
Цели: Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям.
Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.
Ход игры: Дети и взрослый сидят на ковре. Воспитатель говорит детям, что у каждого из них есть семья, есть мамы, папы, бабушки дедушки, братья и сестры. Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа?). Чем она занимается? Например, моя мама добрая, ласковая, иногда злиться, худенькая, заботливая, красивая. Она готовит, стирает белье и т. д.
После того, как ответят все дети, воспитатель задает им вопрос:
-Чем похожи наши мамы (папы?
-Какие обязанности по дому выполняют все мамы (папы?
-Какие внешние признаки их объединяют?
-Какие качества присущи всем мамам (папам?
-Кем вы будете, когда вырастете?
Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог, что все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу. Все мамы и папы любят своих детей, заботятся о них.
«Волшебный цветок»
1 вариант «За что нам нравятся мальчики (девочки?)»
Цели: Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры:Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Взрослый рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Детям предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.
2 вариант «Как я дома помогаю?»
Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
Ход игры:
Дети поочереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.
3 вариант «Кто я в семье?»
Цели: Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра (в старшем возрасте – племянник, племянница, двоюродный брат и т. д.)
Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.
Ход игры: С помощью наводящих вопросов взрослого, дети должны дать ответ, кем они являются для своей маме (своему папе, своей бабушке? и т. д.
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка.
Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).
Ход игры:К детям в гости пришли куклы. - Саша и Маша. Куклы знакомятся с детьми и рассказывают детям, как они познакомились. Саша, увидев Машу на прогулке, подошел познакомиться с ней. Из всех девочек он выбрал Машу, потому что она была самая добрая и аккуратная. Маше то же понравилось, что Саша очень воспитанный мальчик. Так они и подружились. Они пришли к нам в детский сад узнать, что думают друг о друге дети, и как они умеют дружить. Они принесли «волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент.
Если, кто-то, окажется без внимания, куклы или воспитатель сами делают комплимент этим детям.
«Пожелания»
Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.
Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)
Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: «Я желаю тебе...»
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т. д.
Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами. Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например,
- какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку? как ты отблагодаришь человека за помощь?
- как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)
- что нужно говорить при встрече с человеком? что нужно говорить всем, уходя домой?
- что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? какие слова можно пожелать друг другу перед сном?
- что ты скажешь, если случайно кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т. д.
Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
Например, благородные поступки для мальчиков:
- называть девочку только по имени;
- при встрече с девочкой первым здороваться;
- уступать в транспорте место;
- никогда не обижать девочку;
- защищать девочку;
- помогать девочке переносить тяжелые вещи;
- когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку;
- мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т. д.
Благородные поступки для девочек:
- называть мальчика только по имени;
- при встрече с мальчиком здороваться;
- хвалить мальчика за проявление внимания;
- не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей;
- благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т. д.
«Ушки на макушке»
Цели: Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по поло-ролевому признаку.
Ход игры: Взрослый называет несколько имен. Детям нужно внимательно слушать и назвать лишнее имя. Объяснить, почему они считают то или иное имя «лишним».
Например: Сережа, Миша, Лена; Наташа, Даша, Дима.
«Смайлик»
Цели: развитие смекалки, положительных эмоций. Учим называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.).
Материал: Большой круг из картона - Смайлик, вырезанные из разноцветной бумаги формы глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний.
Ход игры: Ребенку предлагается передать, с помощью предлагаемых деталей, настроение Смайлика, в зависимости от ситуации, которую опишет взрослый.
-Смайлик увидел друзей.
-Смайлик заболел.
-Смайлик сердится.
-Смайлик поет песенку и т. д.
Когда Смайлик будет собран, детям предлагается отобразить его настроение самим, с помощью мимики, эмоций, жестов.
«Собираемся в гости»
Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными.
Материал: на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т. д., сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т. д.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посоревноваться, кто быстрее соберется в гости.
Играют по двое (трое) детей. Они подходят к столам и начинают собираться в гости. Взрослый напоминает детям, что для того, чтобы пойти в гости необходимо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т. д.
Остальные дети наблюдают за своими друзьями.
Могут ли они отправиться туда прямо сейчас? Как можно помочь мальчикам? Кто из девочек согласится помочь им?
Когда внешний вид мальчиков будет приведен в порядок, взрослый напоминает мальчикам о словах благодарности за заботу.
«Друг»
Цели: Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь.
Материал: резиновый мячик, мягкие игрушки.
Ход игры: Дети садятся по кругу, близко друг к другу. В центре сажается любая игрушка, например заяц. Воспитатель говорит, что зайчик ушиб коленку и плачет, но мы можем помочь ему, если правильно поддержим его и пожалеем. Предлагается, передавая мяч друг другу, произнести слова поддержки и утешения. Например: не плачь, мы доведем тебя до дома; твоя ранка скоро заживет; я помогу тебе встать; я хочу угостить тебя конфеткой; мы помажем колено и забинтуем его; я поглажу тебя по голове, и боль пройдет; я очень люблю тебя и не брошу в беде.
Или другая ситуация, воспитатель говорит, что зайка сегодня помог своему другу убежать от волка. Давайте похвалим зайку, порадуемся за него. Дети, передавая мяч друг другу, произносят разные слова (молодец, смелый, отважный, мы тобой гордимся, спасибо тебе, ты настоящий друг и др.)
«Кто что носит?».
Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
Материал. Фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона.
Задание. Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете.
Ход игры. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самостоятельно.
Дополнительное задание. Выбрать для кукол подходящие для них предметы или игрушки: девочке - скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца, удочку.
«Наши прически».
Цель. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение.
Материал. Картинки, сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резинки, бантики, зеркало.
Задание. Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких - девочка; отметить детали и особенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать салон красоты.
«Сундучок русской хозяюшки».
Цель. Расширить представление о быте русского народа; развивать уважительное отношение к труду женщины, желание ей помогать, интерес к истории и культуре своего народа.
Задание. Рассмотреть старинные и современные предметы, отобрать те, которые использовали в старину (глиняный горшок, игрушечный самовар, стиральная доска, современный утюг, игрушечный чайник, набор кукольной посуды).
«Мама».
Цель. Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близким людям, желание доставить им удовольствие; закрепить употребление «волшебных слов», помогающих дарить окружающим радость, сохранять дружбу.
Материал. Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов».
Ход игры. По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток
разыгрывают ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем "волшебные слова" для мамы». Игра заканчивается совместным определением того, кто самый внимательный: дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.
«Кем я хочу стать? Как буду работать?».
Цель. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.
Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий.
Ход игры.
1. Беседа по темам:
«Сколько профессий может освоить человек?»,
«Что определяет название профессии?»,
«Почему человек стремится овладеть профессией?»,
«Какая профессия самая лучшая? Почему?»,
«Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?».
2. Чтение стихотворений Маяковского «Кем быть?»,
3.Обсуждение темы: какие профессии называют женскими и мужскими, случается ли что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – жнской.
4. Вывод, к которому подводит воспитатель: главное – любить и хорошо знать свое дело. Далее воспитатель читает стихотворение «Разные профессии» А. Шибаева, дети слушают и вставляют свои ответы;
Самолетом правит (летчик),
Трактор водит (тракторист),
Электричку (машинист),
Стены выкрасил (маляр),
Доску выстрогал (столяр),
В доме свет провел (монтер),
В шахте трудится (шахтер),
В жаркой кузнице (кузнец),
За прилавком (продавец),
Кто все знает (молодец)!
После прочтения стихотворения воспитатель продолжает: «Может случиться так, что женщина хочет овладеть мужской профессией, а мужчина — женской?» Педагог подводит детей к выводу, что главное — любить и хорошо знать свое дело. Дети рассказывают, кем бы они хотели быть, когда станут взрослыми. И чему должны научиться для этого.
«Настроение».
Цель:формирование у детей умений определять настроение близких людей по внешнему виду.
Игровой материал: набор иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.
Ход игры: педагог предлагает детям вспомнить, как по внешнему виду определить настроение близкого человека. Взрослый может рассказать какую-либо ситуацию, описать поступок, желание и предложить детям попытаться определить настроение, сопутствующее им. Например, мама заболела, папа уехал в командировку, у сестры день рождения, семья на отдыхе, ребята подрались, разбилась чашка и т. д.
Во время последующего проведения игры воспитатель заранее готовит набор фотографий или иллюстраций с изображением людей, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Сначала взрослый предлагает придумать рассказ по одной картинке (фотографии, затем исходное количество постепенно увеличивается и выкладывается в различной последовательности в процессе развертывания сюжетной линии). В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов воспитательможет использовать графические модели различных эмоций.
Картотека игр по гендерному воспитанию для детей первой младшей группы
Щёткина Наталья Александровна
Картотека игр по гендерному воспитанию для детей первой младшей группы
КАРТОТЕКА ИГР
для мальчиков и девочек
Подвижные игры:
«Мотыльки»
Цель: Повысить двигательную активность, выполнять действие в соответствии с текстом. Ход игры:
На зелёном на лугу
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают (мягкие коврики разложены по группе, дети порхают с кочки на кочку)
Таня вышла на лужок
У нее в руках сачок
Берегись ка мотылек
Улетай скорей, дружок (взрослый держит в руках сачок, пытается поймать мотылька. Дети убегают).
«Птичка»
Цель:Способствовать развитию умения быстро бегать.
Ход игры:Воспитатель поет:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
посиди, не улетай.
Улетела- ай!
Воспитатель превращает детей в «птичек», они летают, махая руками, как крыльями. Воспитатель зовет их к себе, предлагает птичек покормить зернышками.
«Воробушки»
Цель: Формировать умение детей соотносить свои движения со словами взрослого.
Ход игры:
Птички в гнездышках сидят
И на улицу глядят
Погулять они хотят
И тихонечко летят
Полетели, полетели
И на веточку уселись
Перышки почистили,
Хвостиком встряхнули
Опять полетели
На дорожку сели
Прыгают, чирикают, зернышки клюют (движения согласно тексту).
«Мышки-трусишки»
Цель: Побуждать детей действовать в соответствии со словами.
Ход игры: Дети мышки-трусишки, они идут по группе со словами:
Вышли мышки как то раз
Посмотреть, который час.
Раз-два, три-четыре,
Мышки дернул за гири. (мышки имитируют движение руками)
Вдруг раздался страшный звон (ударяем в бубен)
Убежали мышки вон (дети убегают)
«Автомобили»
Цель: Формировать умение двигаться сохраняя направление, выполнять действия в разных условиях, закреплять представление о форме, цвете предмета, вызвать чувство радости от общения со сверстниками и взрослыми.
Ход игры: Дети изображают автомобили, встают за обозначенной чертой-гараж. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге (ехать в одном направлении не наталкиваясь друг на друга). По сигналу автомобили «Автомобили в гараж!» дети меняют направление и едут в гараж.
«Поезд»
Цель: Формировать умение детей двигаться друг за другом.
Ход игры:
Чу-чу-чу
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде в этом
Ребята сидят
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!
Пыхтит паровоз
Далеко-далеко
Ребят он повез.
Дидактические игры:
«Крупный строительный материал»
Цель: Формировать умение свободно манипулировать деталями конструктора, самостоятельно отрывая способы их крепления, создавая разнообразные фигурки и постройки.
«Бусы для куклы»
Цель: способствовать развитию мелкой моторики, запоминание формы и цвета.
Ход игры: Предложить сделать бусы для куклы.
«Гараж для машины»
Цель: Формировать умение соотносить размеры, подбирать подходящие детали, контролировать результат; осваивать приемы плоскостного конструирования.
Ход игры: Предложить построить гараж для маленькой машинки, и такой же для машинки большего размера.
«Поручение»
Цель: Формировать умение различать размеры и цвета предметов, контролировать результат.
Ход игры:Показать ребенку игрушки и предметы, предложить назвать их, рассказать, какого они цвета и размера.
Дать следующие задания:
• Большую собачку напоить чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка показывает свое недовольство, «рычит» или «отворачивается»; так же при ошибке ведут себя другие игрушки)
• Поставь матрешку рядом с красным мячиком;
• Попляши вместе с куклой;
• Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
• Большую собачку посади рядом с маленькой и т. п.
В конце игры попросите ребенка помочь убрать игрушки и предметы, использованные в игре.
«Подбери одежду для куклы Вани», «Подбери одежду для куклы Кати»
Цель: Расширять представление детей о предметах одежды, их отличительные признаки (женская и мужская одежда, закреплять умение узнавать и называть одежду(шорты, юбка, рубашка, платье и т. д.).
Ход игры: Воспитатель обращается к детям «давайте поможем нашей кукле найти свою одежду. Предлагает выбрать и объяснить, какая одежда подходит мальчику, а какая девочке.
«Сборно-разборные игрушки»
Цель: продолжать учить действию со сборно-разборной игрушкой, разъединять и соединять части матрешки, с учетом соотношения их величины и положения в пространстве. Ввести понятие большая, поменьше, маленькая. Развивать более точный глазомер и координацию движений рук.
Материал:матрешка (высотой 10-12см., матрешка (высотой 6-8см. ,
неразборная (2-3см.) из одного комплекта (из расчета на одного ребенка).
«Найди пару варежке»
Цель: учить детей выполнять действия с предметами; подбирать однородные предметы, ориентируясь на одно свойство – цвет. Понимать слова такая, не такая;воспитывать желание вступать в игровую ситуацию со взрослым.
Материал:кукла, 4 пары варежек сделанных из картона (красного, синего, желтого, зеленого цвета).
Сюжетно-ролевые игры:
«Машина едет по улице»
Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, и спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется, подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет по городу, потом в гараж.Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровыедействия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжая их, к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия («Я поеду в гараж», «Мне надо на дачу»).
Примечание. К 3 годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя.
Игра-ситуация «Мойка машин»
Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит: «Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему, она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку, протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!»
«Машина хочет быть чистой»
Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая внимание детей, говорит удивленным тоном: «Много скопилось машин! Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты, Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, Сережа идут к нам. Берите шланги, тряпки, ведра. Мойте машины. Ловко получается! Раз-два, окна заблестели! Три-четыре, дверцы стали чистыми! Колеса тоже надо мыть. Все машины помыли. Послушайте, что говорит Алешина машина.
Теперь я стала чистою,
И солнышко лучистое
Отсвечивает искрами,
Светлее лес и луг.
Сквозь стекла запыленные
Была лужайка темною,
Теперь и лес, и улица
Зазеленели вдруг.
Можно ехать дальше. Кто куда едет? Может, нам по пути? Я – в гараж. Ты, Саша, куда едешь? (В город.) А ты, Женя? (На дачу.) Поехали!»
«Медвежонок чинит автомобиль»
Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машины.
Медвежонок. Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Р-р-р… Ой, что-то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р… Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.)
Воспитатель (говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везет, машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р… Р-р-р… Мотор зарычал, загудел,зафырчал: р-р-р… Р-р-р… У-у-у… Фыр-р-р… Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.
Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания! (Поет.)
Ты гуди сильней, мотор,
Я – умелый шофер.
Надо – влево руль кручу,
Надо – гайку подкручу,
Дам сигналу погудеть —
Должен все шофер уметь.
Игра-ситуация «Ремонт машин» («Диалог шоферов»)
Воспитатель и ребенок играют в шоферов.
Первый шофер (воспитатель). Добрый день, друг. У меня беда – машина сломалась. Поможешь?
Второй шофер. Добрый день. Помогу.
Первый шофер. Какие у тебя есть инструменты?
Второй шофер. Молоток, гвозди.
Первый шофер. Это пригодится. Давай послушаем мотор. (Слушают.) Слышишь, как стучит?
Второй шофер. Слышу.
Первый шофер. Тогда постучи вот здесь. (Второй шофер стучит.) А теперь послушай. Сильно стучит или нет?
Второй шофер. Нет.
Первый шофер. Теперь давай колеса менять?
Второй шофер. Давай.
Первый шофер. Снимай старое колесо и ставь новое. (Воображаемые действия.)Поставил? Молодец, спасибо, ты очень мне помог. Счастливого пути!
«Игры с Жучкой»
Воспитатель подходит к игрушечной собачке и обращается к играющим детям: «Возле нашего детского сада гуляет собачка. Как ее зовут, я не знаю. Кто ее хозяин? Миша, ты? Что же ты так далеко ушел, твоя собачка испугалась. Смотри, она прижала ушки, испуганно смотрит по сторонам. (Ребенок берет собачку.) Собачка, ты любишь своего хозяина? А ты, Миша, любишь свою собачку? Давайте, ребятки, спросим у хозяина собачки, как ее зовут. (Ребенок называет имя собачки.) Ее зовут Жучка. А что она умеет делать? Жучка, ты умеешь прыгать? Прыгай через палочку. (Мальчик держит палочку, а воспитатель берет собачку – и собачка «перескакивает через барьер».) Ай да молодец, Жучка. Еще раз, еще раз. Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска? (Ребенок дает собачке «корм», она «ест».) Смотри, Мишенька, твоя собачка виляет хвостиком, радостно скулит, ластится. Она наелась и повеселела. А теперь, Жучка, можешь идти спать. Где твое место? На коврике? А где коврик?» (Ребенок показывает.)
Далее дети играют с собачкой самостоятельно.
«Строим забор»
Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Галя? Тоже домик? Я вижу, на стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить заборы. Дети, вам хочется, чтобы домик был с заборчиком? У Сашиного домика будет забор и у Галиного домика тоже будет забор. Тогда начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.
Мы решили строить дом
Для своих зверюшек.
Дом построен, и теперь
Нам заборчик нужен.
Доски обтесали,
Крепко прибивали.
Тук-тук, перестук,
Доски обтесали.
Тук-тук, перестук,
Крепко прибивали.
Хорошие заборы получаются. Вот заборы готовы. К Сашиному забору подошла киска, мурлычет. Давайте пустим ее в дом. На Галин забор взлетел петушок: «Ку-ка-ре-ку!» Получилась настоящая деревня».
«К нам приехал доктор»
Воспитатель показывает на сидящие на диване игрушки – зайку, мишку, куклу, ежика – и говорит: «Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет».
«Доктор» слушает больных, смотрит горло, дает лекарства.
Воспитатель. Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я – медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.
Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.
Воспитатель говорит: «Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно».
Игра продолжается.
«Знакомство с куклами»
Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывая любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться?» Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога: «Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?» Дети сами могут придумывать имена куклам.