- Структура НОД по познавательному развитию.
- Организация детей
- проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильная посадка, собранность внимания);
- создание интереса к занятию: приемы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность, т.е. создание проблемной ситуации; проблемная ситуация должна быть жизненная, понятная детям (случай из жизни воспитателя, детей, персонажа) с логически вытекающими вопросами «как помочь?», «как найти выход из ситуации?»; выслушиваются версии детей.
- Основная часть
- организация детского внимания;
- объяснение материала и показ способов действия или постановка учебной задачи и совместное решение; развивающая беседа содержит вопросы «зачем?», «почему?», «отчего?», «каким образом?», «как вы думаете?»; педагог продумывает каждый вопрос, для чего он это спрашивает – ведет детей к осознанию тех представлений, которые заложены в задачах данного занятия;
- практическая деятельность детей: дети должны понимать, для чего они это узнают, т.е практическая потребность в жизни – сейчас или когда подрастут; здесь логично использовать инсценировки, упражнения, ситуации выбора, игровые упражнения;
- систематизация – завершение практической деятельности, опыты, эксперименты, т.е. разрешение проблемной ситуации;
- короткие выводы.
- Окончание занятия
- подведение итога: анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами , оценивание участия детей, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз;
- перерастание содержания НОД в повседневную жизнь, деятельную игру;
- переключение детей на другой вид деятельности.
- Классификация НОД.
Основание классификации |
Название |
Дидактическая задача |
|
Содержание НОД |
|
Форма организации |
занятия-соревнования занятия театрализованные занятия-консультации занятия-сюжетно-ролевые игры занятия-взаимообучения занятия-аукционы занятия-сомнения занятия-путешествия занятия-концерты занятия-игры: «следствие ведут знатоки», «поле чудес», «Что?Где?Когда?», «КВН» и т.д. |
- Интеграция образовательных областей и видов деятельности при проведении НОД.
Она предполагает более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции одно содержание и один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интеграция направлена на изучение нового материала и происходит вокруг определенной темы.
- Подготовка воспитателя.
- Планирование НОД
- отобрать программное содержание, наметить методы и приемы, детально продумать ход занятия;
- составить план-конспект, который включает в себя: программной содержание (образовательные задачи), оборудование, предварительную работу с детьми (если необходимо); ход и методические приемы;
- планировать надо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал.
- Подготовка оборудования
- накануне отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.;
- к некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если нужно показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее);
- при проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, подумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.
- Подготовка детей
- создать интерес к предстоящей работе;
- предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие;
- организовать работу дежурных.
Примерный конспект интегрированного познавательного занятия на тему «Путешествие в прошлое самолета» для детей 6-7 лет прилагается. Конспект интегрированного занятие "Путешествие в прошлое самолёта"
Строева Т.С.,
заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 80»